Занятие по экспериментальной деятельности для детей с нарушениями зрения подготовительной группы. Тема: Вода. Изменение уровня воды в сосуде

  • Степанова Галина Михайловна, воспитатель

Цель: формирование знаний об
изменении уровня воды в сосуде с помощью
предметов.

Обучающие задачи:

  • Формировать у детей представление об изменении
    уровня воды в сосуде при помещении в него
    различных предметов.
  • Нацелить детей на поисковую творческую
    деятельность.
  • Развивать умение зарисовывать опыт на схеме.
    (Схематично фиксировать результаты опытов).

Коррекционные задачи:

  • Развивать у детей логическое мышление.
  • Формировать навык передачи словами
    практических действий.
  • Развивать творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к лабораторному
    оборудованию.

Материалы для занятия:

  • Демонстрационный материал:
    • магнитофон с записью инструментальной музыки
      звуков природы;
    • легкий платок из органзы;
    • портрет Л. Н. Толстого;
    • мольберт;
    • изображение птицы: галка;
    • изображение кувшина.
  • Раздаточный материал.
    • поднос для каждого ребенка, на котором стоят три
      стеклянных сосуда с водой, перо, деревянный
      брусок, емкость с камешками, два маркера (синий,
      красный);
    • схемы на листе бумаги;
    • индивидуальные коврики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Звучит музыка)

1. Психогимнастика «Послушные капельки».

Дети встают друг за другом, взявшись за руки.
У воспитателя в руках воздушный платок.

Воспитатель: Я – повелительница воды.
Вы – послушные капельки. По моему сигналу (взмаху
платка) попробуйте изобразить, в каком виде
встречается вода в природе.

– Ручей – дети идут друг за другом,
взявшись за руки.

– Дождь – дети прыгают.
– Снег – дети кружатся.
– Лед – дети, крепко взявшись за руки,
замирают.

– Пар – дети, изображая пар, поднимают руки
верх.

Воспитатель предлагает детям сесть на
индивидуальные коврики перед мольбертом, на
котором изображены галка и кувшин.

Воспитатель: К нам в группу залетела
галка (показывает изображение галки на
мольберте)
. Эта галка очень умная. Про нее сам
Лев Николаевич Толстой написал (обращает
внимание на портрет писателя)
. Он был очень
наблюдателен и написал рассказ «Умная галка».

2. Чтение отрывка из рассказа Л. Н. Толстого
«Умная галка»

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с
водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке
нельзя было достать.

Воспитатель: Почему галке нельзя
напиться из кувшина?

Дети: Воды мало, горлышко узкое,…

Воспитатель: Как, по-вашему, галка
смогла решить эту проблему и напиться воды?

Дети предлагают варианты: взять соломинку,
разбить кувшин, бросить в кувшин что-нибудь.

Воспитатель: Интересно, что случиться,
если в кувшин бросить предметы? Давайте пройдем в
лабораторию и опытным путем проверим решение
проблемы.

Работа в лаборатории:

На столах поднос для каждого ребенка, на
котором три стеклянных сосуда с водой, перо,
деревянный брусок, емкость с камешками. Два
маркера (синий, красный).

Воспитатель: Синим маркером отметьте
уровень воды в каждом сосуде. Красным маркером
будем отмечать только тогда, когда уровень воды
повысится в сосуде и галка сможет напиться.

Опыт 1.

Воспитатель: Опустите в первый сосуд
перышко. Изменился ли уровень воды?

Дети: Не изменился.

Опыт 2.

Воспитатель: Опустите во второй
сосуд деревянный брусок. Изменился ли уровень
воды?

Дети: Не изменился.

Опыт 3.

Воспитатель: Осторожно опустите в
третий сосуд камешки. Что произошло с уровнем
воды?

Дети: Уровень воды изменился.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Камни опустились на дно, и вода
поднялась выше.

Воспитатель: Давайте отметим красным
маркером новый уровень воды…

– А нам пора дать глазкам отдохнуть.

4. Зрительная гимнастика

Воспитатель: Возьмите синий маркер в
левую руку, красный – в правую, вытяните руки
вперед, следите глазами за маркерами, не
поворачивая головы.

– левую руку в сторону, вперед
– правую руку в сторону, вперед
– опустите руки, закройте глаза
– левую руку вверх – вперед
– правую руку вверх – вперед
– опустите руки, закройте глаза
– вытяните руки вперед
– левую руку в сторону – вперед, вверх, вперед
– правую руку в сторону, вперед, вверх, вперед
– опустите руки, закройте глаза

Воспитатель: Теперь порисуем в
воздухе круги левой рукой и правой рукой.

5. Работа со схемами.

На столах заготовки схем (см. Приложение
1
)

Воспитатель: давайте зарисуем
результаты опытов.

1 подгруппа, зафиксируйте на своей схеме
результат опыта № 1, когда в стеклянный сосуд
опускали перо.
2 подгруппа, зафиксируйте на своей схеме
результат опыта № 2, когда в стеклянный сосуд
опускали деревянный брусок.
3 подгруппа, зафиксируйте на своей схеме
результат опыта № 3, когда в стеклянный сосуд
опускали камешки.

6. Описание результатов опытов.

Воспитатель: Опишите результат опытов
по образцу:
Если в сосуд с водой опустить предмет, то …

Дети 1 подгруппы: Если в сосуд с водой
опустить перышко, то уровень воды не изменится.

Дети 2 подгруппы: Если в сосуд с водой
опустить деревянный брусок, то уровень воды не
изменится.

Дети 3 подгруппы: Если в сосуд с водой
опустить камешки, то уровень воды повысится.
Воспитатель: Теперь вы догадались, как
галка смогла напиться?

Дети: Когда мы опустили камешки в
сосуд, уровень воды повысился, значит, именно
камешки помогли галке повысить уровень воды в
кувшине, и она смогла напиться.

Воспитатель: Возвращаемся на коврики.

7. Чтение рассказа

Воспитатель: Вернемся к рассказу Л.
Н. Толстого «Умная галка» и узнаем, как все было
на самом деле.

Воспитатель дочитывает рассказ.

Благодаря наблюдательности писателя Л. Н.
Толстого, его рассказу «Умная галка», мы смогли
провести такой эксперимент.

8. Рефлексивный момент.

Дидактическая игра «Горячий камень»

Воспитатель: У меня в руках
«горячий» камень, его нельзя держать долго. Пока
он у вас в руках, нужно кратко рассказать, чему ты
сегодня научился, что было особенно интересно, а
что было трудно и надо передать соседу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *