Урок русского языка по теме Тайны текста. Роль художественно-выразительных и языковых средств в достижении авторского замысла. 10-й класс

  • Митюкова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

Цель урока:

  1. 1. Учить умению находить в тексте художественно — выразительные и языковые средства;
  2. совершенствовать и корректировать речетворческие навыки учащегося; способствовать умению работать в команде,
  3. воспитывать гражданскую позицию учащегося – жить согласно высокому назначению человека.

Ход урока

I. Оргмомент .

Ученики делятся на группы по 4-5 человек, в каждой из которых определяется условный лидер; перед каждым – листы с текстом

II. Постановка задач.

III. Выразительное чтение текста (учителем или учеником)

Орел и воробьи
Сказка — притча

Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц, послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал:

«Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни — нам это близко и понятно». Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в законах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толклись у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище. И сказал тогда Орел воробьям:

-Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где — нибудь и как — нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце.

Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: — Короткое крыло — низкий полет…

А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.

Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

IV. Обращение к схеме-помощнику

Порядок «исследования» текста.

  1. Какие проблемы поднимает автор? (Чтение и выявление основной мысли каждой из микротем)
  2. Как реализует автор свои замыслы?

(Какими художественными и языковыми средствами они реализованы?)

  1. Какова идея текста?
  2. Какова позиция автора? Кто из героев выступает его рупором?
  3. Нет ли широкого обобщающего (философского) значения в тексте.
  4. Какова Ваша позиция в понимании поднятой писателем проблемы.

V. Работа с классом:

  • анализ текста по определению модели ответа — проблематики текста; идеи текста, художественных и языковых средств выразительности: (15-20 минут)
  • чтение микротемы
  • выявление средств выразительности
  • определение роли этого средства в авторском замысле
  • попутные черновые записи в тетрадях
  • формулирование модели ответа

Модель ответа

Проблематика: каково истинное назначение человека в жизни общества; каковы взаимоотношения Личности и толпы — заурядной, серой недалекой; что важней для человека — сытое, спокойное, монотонное существование или жизнь, наполненная высокими помыслами и стремлениями во имя познания и облагораживания этой жизни.

Авторская позиция:   сожаление автора о том, что очень часто человек не использует великий дар — жизнь по назначению: во имя…

Художественные и языковые средства:

Антитеза + аллегория — организующее начало текста.

1) Орел

 1) воробьи

2) Один

 2) много (стая)

Показывает столкновение личности и толпы.

3) не птицы

 3) а существа с крыльями

4) летают не на просторах

 4) а в загонах

5) видят не миры чудесные

 5)а свинарники

6) живут не с себе подобными

 6)а со стадом свиней

7) питаются не дарами природы

 7)а объедками с чужих кормушек

8) даны человеку глаза, НО….

 8) НО…

9) дан человеку разум, НО

 9) НО...

Выражает сожаление о реальном положении вещей

Роль антитезы — показать противоестественность, нелепость образа жизни «существ с крыльями».

2 абзац — Анафора + градация:

«живописует» смрадный, зловонный мир существования толпы.

3 абзац — Анафора + антитеза:

попытка открыть глаза толпе на унизительность ее положения.

Синтаксический параллелизм (последний абзац) : венчает позицию автора — горечь от осознания того, что разумный человек живет неразумно.

Работа в группах (25-30 минут)

-Учащиеся спорят, думают, создают, творят…

-Учитель, наблюдая за творческим процессом, готов помочь и подсказать.

По окончании (второй урок) — зачитывание каждой группой получившихся работ; обсуждение. Советы по корректированию неудачных выражений, оборотов, искажения фактов и т. п.

Чтение и обсуждение получившихся работ

Сочинение группы №1 Дранец Ольги

Задумывались ли вы, какой жизненной позиции придерживаетесь?

В этой сказке-притче автор рассказывает нам об Орле и воробьях. Для Орла смысл жизни в широком размахе крыльев и высоком полете, для воробьев — привычная жизнь на ферме вместе со свиньями. Используя такой художественный прием, как аллегория, автор показывает нам не только жизнь животных, но и людей. С помощью антитезы он поднимает проблему взаимоотношения Личности и «толпы». Орел написан с заглавной буквы не просто так, он — Личность, а воробьи — это всего лишь «толпа». Автор с уважением относится к Орлу и поэтому наполняет его речь высокой устаревшей лексикой: «Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму…».

Показывая жизнь воробьев, автор использует градацию и тем самым усиливает картину зловония и агрессивности: «Толстые, грязные, дурно пахнущие животные». С помощью анафоры и синтаксического параллелизма автор заостряет наше внимание на ужасном, противоестественном положении птиц: «И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники…».

Также он раскрывает проблему неуважения чужой точки зрения: «Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:

— Короткое крыло — низкий полет…»

Используя умолчание, автор хочет, чтобы мы задумались над вопросом: А чего достигли мы в этой жизни? Он дает нам время подумать и сравнить себя с Орлом и воробьями. Кто вы? Личность или «толпа»?

В жизни нужно всегда к чему-нибудь стремиться, ставить себе цели и добиваться их осуществления. Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно всегда себя совершенствовать.

Сочинение группы №2 Мишаковой Нины

Человек… Это звучит гордо. Действительно ли каждый из нас является им?

«Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется» – это главная обобщающая мысль текста, выраженная через аллегорию. Диалоговостъ и возвышенная лексика также обогащают его. Даже само определение жанра (сказка-притча ) говорит о том, что это своего рода моральное поучение, представленное в сказочной форме, которое заключается в том, что, к сожалению, далеко не все люди целеустремленные, не оглядываются назад, стремятся к чему-то возвышенному и прекрасному. Они, словно серые воробьишки, не видят и не хотят видеть дальше того, что уже имеют.

Люди — самые одарённые существа на земле, но они не используют тот дар, что дан им Богом, не знают и не хотят знать о тех богатствах, которые есть на нашей земле ,и ведут, на мой взгляд, скучный, однообразный и бесполезный образ жизни. Ведь жизнь даётся человеку на то, чтобы он как можно больше почерпнул знаний и применил их, стал мудрым.

Недаром Орел назван царём птиц, ведь в его словах звучит истина: «Короткое крыло — низкий полёт.» Среди нас тоже есть Орлы, хоть количество их не_велико. Но если мы будем стремиться не только к удовлетворению физических потребностей, но и к открытию духовных ценностей, пониманию прекрасного, то мы действительно будем являться личностями, людьми.

Сочинение группы №3 Волчек Елизаветы

Это произведение напомнает басню, с одной стороны , сказочную, а с другой – горько- правдивую, мораль которой заключена в последних строках: «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется». Традиционное выявление пороков человека на примере животных подчеркивает аллегоричность замысла. Прием антитезы—противопоставления гордого, свободолюбивого орла мелкому приспособленчеству и рутинной обывательской жизни воробьев—стал основой сюжета произведения. Свое восхищение Орлом автор выражает возвышенной лексикой: «царь птиц», «зорким оком», «непостижимые высоты». И с точностью до наоборот — сниженной лексикой — свое презрение к воробьям, к месту и обществу, выбранными ими для жизни: «безбедно перебиться», «грязные, дурно пахнущие животные».

И все же в результате столкновения этих двух миров -личности и толпы- все остались при своем мнении: возможно, кто-то создан быть «Орлом», создан для «высоких полетов», благородных целей, а кому-то суждено остаться «воробьями», прожить жизнь скучную и однообразную, жизнь бессмысленную и пустую.

Здесь Орел предстал косвенным глашатаем авторской мысли, а мы возьмём на
себя смелость стать прямым, слегка перефразируя его цитату: «А достойны ли мы
носить гордое имя человека , если нет благородства в наших делах, в наших помыслах, в наших сердцах».

Сочинение группы группа №4 Ларичевой Ксении

Человека можно считать высшим существом, только если он ведёт себя соответствующе: не уподобляется животным с низменными инстинктами, а рекомендует себя как разумное существо, способное здраво мыслить и знать себе цену. Вот об этом, на мой взгляд, сказка-притча О.М. Безыменской «Орёл и воробьи».

Неслучайно в притче присутствует образ птиц — гордого орла и обыкновенных воробьев. Он служит для аллегорического изображения двух типов людей — достойных и пустых, личности и толпы.

Орёл свободно летает по всему миру, любуется им, гордится своей силой. Он встречает таких же, как и он, птиц, но живущих безвылазно на грязной ферме. Только он начинает рассказывать про другой мир, звать своих собратьев в неизведанную даль, чтобы показать, ради чего должна жить птица — воробьям ничего не понятно. Их среда обитания изображена градацией сниженной лексики, которая «живописует», усиливает картину грязи, хаоса, вопиющего безобразия. (Окинул Орёл своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в загонах которой толклись толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толклись у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоёвывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище.) Жизнь воробьев противоположна той, которая является идеалом для орла. Отсюда — антитеза и анафора, достоверно передающие противоестественность такого существования. (Но нашёл я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно просуществовать в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек.)

Мораль этой притчи такова: некоторым достаточно для существования только есть, спать, драться, жить в грязи, и они не понимают тех, кому важна духовная пища, желание совершенствоваться — изучать, исследовать, любоваться окружающим миром. «Они недостойны носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце»

Это, к сожалению, реальность. И от каждого человека зависит, какой он изберёт себе путь — достойный или порочный, будет ли он человеком, высшим разумом па земле или непросвещённым невеждой.

«Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется» — это всё слова автора. Он искренне считает, что тип людей, подобных тем же воробьям, остаётся слепым, не видя ничего прекрасного вокруг. Их глаза смотрят не вперёд, а вглубь себя, их разум устремляется не на самосовершенствование, а на верную погибель индивида, спасающегося от окружающего мира.

Итак, проанализировав текст, мы приходим к выводу о том, как много «союзников» у художника слова, которые помогают ему достичь идейного замысла. Это и синтаксический параллелизм, и анафора, и аллегория, и эмоционально окрашенная лексика, антитеза, риторические вопросы, и многие, многие другие «незримые помощники».

Сочинение группы №5 Орловой Кати

Каково истинное назначение человека на земле?

Каковы взаимоотношения личности и заурядной, серой, недалекой толпы? Что важней для человека -сытое(порой за чужой счет), спокойное, монотонное существование или беспокойная жизнь, наполненная высокими помыслами и стремлениями во имя познания и облагораживания мира? Вот, на наш взгляд, проблемы, поднятые Безыменской в сказке-притче «Орел и воробьи».

Организующим началом текста являются антитеза и аллегория. Они во всем: в противопоставлении Орла и воробьев — неслучайно Орел пишется с заглавной буквы, а воробьи — со строчной;

Орел — Личность, воробьи — стая, толпа.

Ужасную, отвратительную картину существования толпы (воробьев) «живописует» автор при помощи ярко выраженной анафоры и градации (см. абзац II). Действительно, бывает так, что примазывающиеся к «сильным мира сего» не замечают, как грязен и безобразен в прямом и переносном смысле тот мир, та нравственная атмосфера, в котором живут эти «сильные» и снисходительно позволяют приближаться к своей кормушке; как подло, нечистоплотно и агрессивно они отвоевывают свое пространство.

Орел — Личность пытается раскрыть глаза воробьям-толпе на унизительность и противоестественность их положения. Автор же реализует этот замысел при помощи усиленной анафоры и опять же антитезы (см. абзац III).

Но… тщетно. Воробьи (толпа) «тучей взметнулись и давай клевать» Орла (Личность). Так и в жизни — бесцветная заурядная масса способна заклевать яркую индивидуальность…

Авторская мысль, построенная по принципу синтаксического параллелизма, (см. последний абзац) печальна и констатирует ужасающий факт: Человек-существо разумное — все чаще неразумно, бездумно и бесцельно прожигает свою жизнь, не видя ничего «дальше желаний тела».

Выводы по уроку:

  1. Учились работать в команде;
  2. Учились находить художественно-выразительные средства и определять их роль;
  3. Учились писать сочинения

Домашнее задание:

— провести корректировку созданных текстов, внеся необходимые исправления, данные другими творческими группами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *