Студентам

Вопросы по психологии социальной работы

1 Социальная работа. Основная цель, задачи. Основные принципы

2 Объекты социальной работы, основания для их классификации

3 Предмет социальной работы. Структурные элементы (компоненты).

4 Субъекты социальной работы

5 Основные понятия психологии социальной работы

6. Понятие психосоциальной работы. Её роль и место в социальной работе.

7. Методологические принципы изучения психосоциальных явлений

8. Методы практической психологии в социальной работе

подхода в социальной работе

работы в социальных службах

формирования

работе

работы в системе образования

работы в системе здравоохранения

работы на предприятиях

психологической помощи обвиняемым и осужденным

работа с беременными женщинами, ее цели.

помощь семье и ребенку раннего возраста (раннее вмешательство).

. Система сопровождения ребенка. Усыновление. Опека. Попечительство.

результате экстремальных ситуаций.

сирот и работа с ними

с детьми, пережившими насилие в семье

насилие

в особых условиях образования и воспитания (Спец школах и Спец ТПУ)

с пожилыми людьми

. Направления психологической помощи инвалидам и хроническим больным

ми

больного

. Типология суицидального поведения

несовершеннолетних

работа с суицидальными клиентами.

и коррекция при травматическом стрессе

 

 

Психология социальной работы.

практического опыта и трудовых навыков работников, специалистов, не может функционировать без профессионально подготовленных кадров. Модель специалиста — это, по существу, эталон специалиста, который должен быть подготовлен в результате учебно-воспитательного процесса. Появление и формирование любой профессии происходит на определенной социальной и законодательной основе и в соответствии с определенными правилами.

, сразу поставило вопросы о системе подготовки такого рода специалистов в обществе и о личности социального работника.

.

.

М.: Наука, 1966.)

влечься от проблемной ситуации и т.д. и т.п.

. Все это возможно в ходе специально организованных мероприятий, в функционировании институтов наставников, при повышении квалификации в области психологии. Важным направлением профилактики стрессов и синдромов в деятельности социального работника является освоение им теории и практики психологии общения, овладение техниками социального поведения и межличностных отношений.

ганизации и реализации.

.

и их уверенности в себе.

подход имеет более широкое применение,

 

группой

Динамика развития социальной групповой работы такова, что не представляется возможным дать объемную классификацию используемых подходов. Можно отметить, что первая классификация социальной групповой работы была предложена в 1960-е г. Дж. Клейном. Его классификация основана на изучении и систематизации реальных направлений групповой работы, характерных для данного времени. Основные положения классификации сводятся к следующему.

1. Группы досуга.

2. Образовательные группы: группы семейного образования; группы профессиональной ориентации; группы свободного выбора.

3. Социальные группы:

* нацеленные на сохранение адаптивных моделей поведения;

* нацеленные на изменение адаптивных моделей поведения.

работы они выделили следующие модели:

представляет собой традиционную парадигму деятельности, принятую в практике добровольных помощников, однако она уточнялась в соответствии с уровнем развития практики социальной работы.

, как контракт, план, лечение, формирование группы, развитие группы, оценка и завершение.

состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики.

строится на основе соц. запросов К. Такими запросами могут быть: правильная организация семейного бюджета, воспитание детей или вопросы внутренней и внешней политики.

проясняются истинные мотивы проблемы К. Метод направлен на оказание практической помощи в преодолении неблагоприятной среды.

вий.

е самосознания, которое должно привести к улучшению соц. функционирования и принятию необходимых общественных норм.

В качестве примеров можно привести группы анонимных алкоголиков (клиенты, страдающие от алкогольной зависимости), анонимных депрессантов (индивиды, страдающие от депрессии), анонимной семьи (родители, имеющие детей-инвалидов), группы американской диабетической организации (клуб диабетических больных), национальной организации женщин (женщин, борющихся за свои права).

4) улучшает проблемы индивидуальных различий.

подходы.

работников.

формы, где основными подходами могут быть: терапия в группе, терапия группы, терапия посредством группы либо сочетание всех данных подходов.

окружением.

руководитель может играть как центральную, так и вспомогательную роль.

социуме. Поэтому групповая терапия в социальной работе раскрывается как обучающая деятельность по приобретению социально необходимых навыков и умений

 

Работа с разным контингентом

в дошкольном учреждении системы образования

­действия.

­денцев с особыми потребностями и членов их семей.

Последний этап- окончание программы раннего вмешательства и, в некоторых случаях, перевод ребенка и семьи в другую программу (напр., в группу детского сада).

­ми потребностями, обращение специалиста к эмоциональной жизни младенца, чуткость к сигналам и уважение его чувств.

 

 

Социально-психологическая работа с подростками

Подростковый возраст (11-17 лет, характера, уникальность и своеобразие конкретных подростков).

у детей и подростков.

после выхода из общины.

.

лечение в 89,5 % случаев; диспансерное наблюдение — в 76,8 %; лечебная физкультура – в 57,9%; а 25% обеспечиваемых нуждаются в психиатрической помощи.

При этом используются разнообразные формы и методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения, опрос и др.

(46 %):семейные конфликты, грубое отношение окружающих, одиночество. Все вышеперечисленные причины требуют активного вмешательства специалистов учреждения в адаптационный процесс.

казанные режимы приводят в соответствии с уровнем активности пожилых, что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию СПА.

, на таких должностях как дворник, санитарка, швея, курьер, киномеханик, гардеробщик и т.п. Их пример стимулирует остальных ветеранов, они придумывают себе работу, например, «старший по этажу», «дежурный буфета», «ответственный за утюг». Так же есть еще одна не менее успешная программа, посвященная работе по уходу за инвалидами и лежачими обеспечиваемыми, которая является прекрасным средством занять время и тренировать познавательными способностями с целью отдаления интеллектуального угасания. Работа с родственниками пожилых людей может быть организована в консультативной форме. На этих встречах психологом подчеркивается значимость социальной поддержки.

, уверенности в себе.

состояния и мотивации пожилых людей, что, безусловно, крайне важно для этого возраста.

пансионата переоделся в Деда мороза, и мы ходили с персональными поздравлениями для каждого из ветеранов. Ощущение значимости своей роли и возложенной на него ответственности сыграло большую роль как в пересмотре своей жизни (Деда Мороза), так и повлияло на всех остальных. Они осознали, что так же могут и должны участвовать в организации собственного досуга и повседневной жизни. И главное чего мы смогли добиться — это донести, что необходимо ЖИТЬ, а не доживать. Ветераны поняли, что нужны обществу, что они не забыты, и нам крайне важен их опыт и мудрость. Хочу отметить нашу художественную самодеятельность, а именно ансамбль «Неженские узоры». Пение, танцы или просто движения под музыку полезны всем пожилым людям. Это позволяет снять физическое напряжение, способствует установлению связей между чувствами и движениями, высвобождает подавляемые эмоции и помогает сконцентрироваться на приятных воспоминаниях.

поддержки

социально-коммуникативные. Выступление перед слушателями повышает его значение для окружающих непосредственно в момент самовыражения, привлекая их внимание к собственной проблеме, а также устанавливая контакты с другими людьми, имеющими схожие проблемы. При этом под клубной деятельностью пожилых подразумевается процесс их взаимодействия, общения и культурный обмен, в результате которого изменяются личностные установки, развивается творческое мышление, что способствует развитию личности и противоборствует процессам ее угасания в позднем периоде жизни. Как отмечают многие авторы, при таком разнообразии возможностей трудно определить, а еще труднее увидеть, чего хотят сами пожилые.

интересов, в большей степени взаимодействовать с макросоциальной средой.

ганизационную помощь, морально – псих поддержку и тем самым улучшить их соц. – психологическую адаптацию.

.

 

Травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство

. нарушения сложного генеза.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *