Статистика_цен

6. Статистика цен

6.1. Основные понятия и виды цен

6.2. Система показателей статистики цен

6.3. Индекс потребительских цен

6.4. Индексы цен производителей

6.1. Основные понятия и виды цен

денций их изменения заинтересовано все общество.

три функции:

и продавцов;

и наиболее рациональное поведение спроса;

ночной экономики.

Уровень цены как выражение в денежных единицах стоимости за количественную единицу товара складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т. п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т. п.).

Основные виды цен.

вающие изменения экономической конъюнктуры;

ные цены);

вар за ряд лет).

В микроэкономике выделяют:

ятиям или организациям;

(населению);

ские транспортные тарифы, цены на бытовые услуги, тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и т. д.);

мость);

лизации этой продукции промышленным предприятиям или фирмам для последующей переработки;

лок.

6.2. Система показателей статистики цен

.

– это абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке в конкретный момент времени.

ни, по конкретной территории.

ральном выражении. При этом используется:

варов;

– стоимость товаров.

пользуются:

–число месяцев или дней (моментов).

— средняя хронологическая взвешенная (применяется в том случае, если даты регистрации распространены неравномерно):

,

датами.

Показатели структуры цены:

– цена.

, где ОЦ — оптовые цены; РЦ – розничные цены.

за счет отдельных элементов используют:

ственно.

.

Коэффициенты эластичности цен:

ния факторного признака и цены соответственно.

лютное изменение цен, %.

дах.

Показатели вариации и соотношения цен:

— минимальная цены на товар.

>40%, то вариация цен значительная.

– цены изучаемого и базового товара. Цена базового товара выбирается на основе его потребительской роли или гипотезы о его влиянии на цены других товаров.

Показатели динамики цен – индексы цен.

ентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени (индекс динамики) или в пространстве

ный индекс.)

• Индивидуальные индексы цен — индексы цен отдельных товаров.

тарных индексов цен используют следующие формулы:

,

-номер товара в товарной группе;

,

— всего товаров в товарной группе;

.

ются разные способы расчета агрегатных индексов:

;

;

арифметический из индивидуальных индексов цен:

;

гармонический из индивидуальных индексов цен:

;

• Индексы средних цен (для однородных товаров):

вает во сколько раз изменилась средняя цена за счет изменения цен и за счет изменения структуры реализации;

.

 

6.3. Индекс потребительских цен

ских товаров и услуг, приобретаемых домашними хозяйствами за тот или иной период времени.

Методология исчисления ИПЦ, применяемая в Российской Федерации:

. по наиболее важным товарным группам (число групп может быть от 300 до 400). Существует международная Классификация индивидуального потребления по целям (КИПЦ). В ней выделяют место следующие классификационные уровни: раздел, затем группы, затем классы и, наконец, подклассы.

вать веса, по крайней мере, один раз в 5 лет.

торые влияют на цену. Общее число товаров-представителей включает обычно примерно 1500 наименований.

4) Производят сбор данных о ценах товаров-представителей. Для этого создается перечень торговых точек, в которых должна быть произведена регистрация цен,

ответственно.

Средние цены при этом рассчитывают по формуле:

– всего торговых точек.

ным индексом.

:

,

ной группы;

-ой элементарной товарной группы в базисном периоде.

ческой взвешенной.

,

ция позволяет сохранить постоянную натуральную основу весов при изменении ее стоимостной оценки из-за изменения цен.

6.4. Индексы цен производителей

Система индексов цен производителей включает индексы цен на промышленную, сельскохозяйственную, строительную и другую продукции.

Индексы цен на промышленную продукцию характеризуют динамику изменения этих цен. Построение индексов цен состоит из следующих этапов:

— отбор базовых предприятий и товаров-представителей для наблюдения;

— определение порядка регистрации цен;

выбор весов и расчетных формул.

мышленности страны, а региональные статистические органы дополнительно вносят в этот перечень предприятия, отражающие специфику промышленности региона.

дукции или добавленной стоимости) отобранных видов товаров. Из каждой товарной группы, включающей однородные товары, отбираются 3-5 наиболее представительных видов, по которым будут регистрироваться цены.

базисный.

,

— цена товара в текущем месяце;

– цена товара в предыдущем месяце;

– цена товара в декабре прошлого года.

,

.

.

Контрольные вопросы

Какие функции выполняет цена?

Назовите основные виды цен.

ризуют?

сов цен.

Назовите виды агрегатных индексов цен.

Что характеризуют индексы средних цен?

Укажите области применения индекса потребительских цен.

ских цен в Российской Федерации.

водителей?

 

 

3

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *