Формирование речи дошкольников старшего возраста

  • Швецова Майя Михайловна, учитель-логопед

Развитие фонематического восприятия, в настоящее время, одна из актуальных
проблем, стоящих перед дошкольными общеобразовательными учреждениями,
логопедами и воспитателями. Поэтому роль фонематического восприятия в речевом,
интеллектуальном, культурном развитии ребенка как личности, его социальной
адаптации и подготовке к школе, крайне важна. Тем не менее, практические
работники испытывают значительные затруднения в осуществлении системной работы,
направленной на коррекцию речи детей посредством развития фонематического
восприятия.

В связи с этим, возникает вопрос – какое значение в жизни ребенка имеет
фонематическое восприятие? Фонематическое восприятие помогает ориентироваться в
окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому
сигналу, различать многие важные объекты и т.п. Достаточно вспомнить, что по
звуку можно определить сигнал тревоги, шум, по голосу можно различать своих и
чужих людей и многое другое.

У детей с недоразвитием речи формирование фонематического восприятия,
различения неречевых звуков и умений действовать в соответствии со звуковым
сигналом представляет большие трудности. Другая сторона фонематического
восприятия непосредственно связанна с так называемым “речевым слухом”. Трудности
здесь связанны, в первую очередь, со способностью ребенка различать и
воспринимать фонемы родного языка, с усвоением системы фонем, которая тоже
служит сенсорным эталоном и без чего невозможно овладеть фонетической системой
речи [2].

Таким образом, в дошкольном возрасте правильная речь является главным
формантом, определяющим дальнейшее развитие ребенка.

Поэтому, цель проекта: развить фонематическое восприятие у детей
старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Задачи проекта:

  • Проанализировать психолого-педагогические исследования по данной
    проблеме.
  • Определить уровни развития фонематического восприятия у старших
    дошкольников с недоразвитием речи.
  • Разработать и апробировать один из вариантов системы развития
    фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с
    недоразвитием речи.

Для реализации поставленных задач мною были использованы следующие методы:

  • Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме;
  • Эксперимент;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Математическая обработка результатов обследования детей;
  • Качественный анализ результатов обследования детей.

Теоретическая значимость проекта заключается в систематизации
исследовательского материала по проблеме выявления особенностей фонематического
восприятия и его развитие у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта заключается в том, что выявленные в ходе
исследования особенности фонематического восприятия и предложенная
коррекционно-развивающая система является, в достаточной мере, актуальной и
значимой. Поэтому весь представленный материал может быть использован в
практической деятельности не только логопедов, но и воспитателей
общеобразовательных дошкольных учреждений.

С целью реализации поставленной задачи, выявить уровни сформированности
фонематического восприятия у детей подготовительной группы с недоразвитием речи,
мною была адаптирована и использована методика обследования фонематических
процессов для детей 5–7 лет О.Б. Иншаковой [13].

В экспериментальном исследовании принимало участие 12 детей старшего
дошкольного возраста (подготовительная группа), посещающих логопедический пункт
на базе МДОУ детского сада “Теремок” Ягодненского сельского поселения.

Анализ речевых карт и проведенное обследование позволяет сделать вывод о том,
что речевое состояние детей, посещающих подготовительную к школе группу, развито
недостаточно.

На основании проанализированной психолого-педагогической литературы и
исследования состояния развитости фонематических процессов у детей
подготовительной группы с недоразвитием речи, мною был предложен один из
вариантов коррекционно-развивающей работы. Целью данной работы являлась
разработка и апробация системы игр и упражнений, направленных на развитие
фонематического восприятия. В создании работы, я опирались на фундаментальные
труды Д.Б. Эльконина, который утверждал: “Что сначала был звук, а потом буква”
(9). Данный тезис позволяет выстроить такую систему работы, при которой развитие
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с различными
речевыми нарушениями, будет осуществляться с учетом всех требований обучения и
воспитания дошкольников (см. Приложение “Система работы, направленная на
формирование фонематического восприятия у детей 6–7 лет с недоразвитием речи”
)

Любое коррекционное воздействие, в том числе и предложенное мною,
основывалось на важнейших принципах логопедии: онтогенетическом,
патогенетическом, системности. Рассмотрим, как реализовывались данные принципы
при формировании фонематического восприятия.

Патогенетический принцип. Основным содержанием коррекционно-логопедической
работы являлось преодоление патологического механизма, а значит, формирование у
ребенка полноценного фонематического восприятия.

Онтогенетический принцип. Последовательность выработки фонематического
восприятия определялась закономерностью его формирования в процессе онтогенеза.

Принцип системности, предполагал тесную и взаимосвязанную работу логопеда,
воспитателя, других специалистов и родителей в решении определенной проблемы [9;
10].

Правильно подобранный лингвистический материал выступал как одно из основных
условий развития фонематического восприятия. Предложенные задания – с постепенно
усложняющимся лингвистическим материалом: от звуков максимально контрастных
заданному звуку к звукам близким по артикуляционным характеристикам,
оппозиционным.

Основополагающим моментом в разработке моей коррекционной программы, помимо
вышеизложенного, стали технология развития фонематического восприятия Т.Б.
Филичевой [15] и дидактические игры, предложенные А.А. Катаевой [16]. Авторы
указывали на необходимость использования системы упражнений в развитии
фонематического восприятия у старших дошкольников, что соответствовало
проанализированными нами детьми, посещающих подготовительную группу в
общеобразовательном детском саду.

Предложенная мною пошаговая система коррекционной программы (см.
Приложение
) реализовывалась в соответствии с
программой обучения в детском саду, режимом дня, с речевыми нарушениями детей и
с помощью воспитателей. Все игры и упражнения проводятся в игровой форме с
детьми, которые имеют второй и третий уровни сформированности фонематического
восприятия. Причем, для детей со вторым уровнем сформированности фонематического
восприятия проводится работа в шесть этапов.

Для детей с третьим уровнем сформированности фонематического восприятия
работа будет осуществляться так же, но дополнительно используются дидактические
игры в первом, третьем и шестом этапах (все игры и упражнения подробно изложены
в приложении).

Параллельно, с самых первых занятий проводилась работа по развитию слухового
внимания и памяти. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь
окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Всю работу по развитию фонематического восприятия у детей я условно разделили
на шесть этапов (33 занятия), которая находит свое отражение в таблице 3:

Таблица 3.

“Система работы по развитию фонематического восприятия у старших
дошкольников с недоразвитием речи”.

Этап Цель Количество занятий Сроки проведения
1 Научить узнавать и различать неречевые звуки 4 Октябрь
2 Научить различать одинаковые слова, фразы,
звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса
8 Ноябрь
3 Научить различать слова, близких по звуковому составу 7 Декабрь
4 Научить дифференцировать слоги 4 Январь
5 Научить дифференцировать фонемы 6 Февраль – Март
6 Развитие навыков элементарного звукового анализа 8 Апрель – май

Процесс создания данной коррекционно-развивающей системы выглядел следующим
образом:

Схема 1

Цель работы

Развить фонематическое восприятие у детей
старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Задачи работы

Различать слоги Различать слова, близкие по звуковому составу. Различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки,
ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.
Развивать способность узнавать и различать неречевые
звуки.
Развивать слухозрительное восприятие и память Выработать у детей навык элементарного звукового
анализа
Различать фонемы родного языка. Развивать общую и мелкую моторику
Разработка программы по развитию фонематического
восприятия для детей подготовительной группы с недоразвитием речи
Этапы коррекционной работы
1 этап

Игры и упражнения,

Дополнительные дидактические игры

2 этап

Игры и упражнения

3 этап

Игры и упражнения

Дополнительные дидактические игры

4 этап

Игры и упражнения

5 этап

Игры и упражнения

6 этап

Игры и упражнения

Дополнительные дидактические игры

Теоретическая значимость проекта заключается в систематизации
исследовательского материала по проблеме выявления особенностей фонематического
восприятия и его развитие у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта заключается в том, что выявленные в ходе
исследования особенности фонематического восприятия и предложенная
коррекционно-развивающая система является, в достаточной мере, актуальной и
значимой. Поэтому весь представленный материал может быть использован в
практической деятельности не только логопедов, но и воспитателей
общеобразовательных дошкольных учреждений.

Список использованной и рекомендуемой литературы.

  1. Аврутина, Е.Ф. Коррекционная работа в дошкольных учреждениях:
    Пособие для логопедов и дефектологов / Е.Ф. Аврутина, И.А. Ткачева.– М.:
    Моск. пед. обр., СВУО.– 1994. – 98 с.
  2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку
    дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Муза Алексеева,
    Валентина Яшина.– М.: Академия, 1998. – 400 с.
  3. Влосовец, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные
    показатели) / Елена Волосовец. – М.: ЛИНКА– ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия
    и усвоения устной речи / Владимир Бельтюков. – М.: “Педагогика”, 1977. – 198
    с.
  5. Бессонова, Т.П. Методы обследования речи у детей / Т.П.
    Бессонова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. – М.: Политиздат, 1996. – 146 с.
  6. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сб. упр. /
    Светлана Большакова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005. – 128 с.
  7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для
    студентов пед. ин-тов / Алиса Бородич. – 2-е изд-е. – М.: Просвещение,
    1981.– 255 с.: ил.
  8. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи
    дошкольников: Учеб. пособие / Галина Голубева. – СПб., 2000. – 207 с.
  9. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов/ А.М.
    Горчакова // Логопедия. – 2003. – № 1– 2. – с. 28–30.
  10. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие, его нарушение
    и развитие у дошкольников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. – 1996. – №
    11. – с. 41-45.
  11. Журова, Л.Е. Обучение грамоте в детском саду/ Лидия Журова. – М.:
    “Педагогика”, 1974.– 152 с.
  12. Иваненко, А.П. Подготовка к обучению грамоте в детском саду:
    Библиотека дошкольного работника / Агния Иваненко.– Киев: Рад. Шк.,
    1987.-128с.
  13. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда: учеб. издание / Ольга
    Иншакова.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.– 280с.: ил. ISBN
    5–691–00179– 5
  14. Казановская, В.Л. Дидактические игры и упражнения по развитию
    слухового восприятия / В.Л. Казановская, Н.Д. Шматко // Дефектология. –
    1999.– № 6. – с. 67–73.
  15. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении
    дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А.А. Катаева,
    Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 224 с.: ил.
  16. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и ее использование
    учителем – логопедом в коррекционной работе с детьми 5–6 лет, имеющие
    тяжелые нарушения речи / Раиса Кирьянова. – СПб., 2002. – 369 с.: ил.
  17. Коломинский, Я. Л. Психология детей дошкольного возраста: учеб.
    пособие / Яков Коломинский, Елизавета Панько. – 2-е изд., перераб. и доп. –
    Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 316с.
  18. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с
    отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-в /[Б.П.
    Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова;
    Под ред.
    Б.П. Пузанова]. – 3-е изд. доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. –
    160 с.
  19. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с
    нарушениями речи : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Ю.Ф.
    Гаркуши
    . – М.: ЧП Секачев В.Ю., 1999. – 144 с.
  20. Крылова, Н.А. Общее и специфическое в работе логопеда и
    воспитателя детского сада по развитию речи детей / Н.А. Горчакова //
    Дефектлогия. – 1985. – № 2. – с.62–68
  21. Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: учеб.
    пособие / Вера Логинова.– М.: Академия, 1991. – 134 с.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *